Черно белая съемка. Как сделать красивые черно-белые фотографии: правила съемки и обработки. Текстуры и формы

Вы когда-нибудь интересовались, как создавать красивые черно-белые фотографии? Что же, есть хорошая и плохая новость. Прежде всего, съемка в черно-белом – это все же фотография. А это означает, что если изображение неудачное, то никакое черно-белое волшебство его не спасет, это факт. Но хорошая новость в том, что соблюдая некоторые правила в создании черно-белых снимков, вы получите большой объем контроля при постобработке. Вот три из них, которые могут вам пригодиться.

№1 Изначально сделайте правильные настройки

Давайте приступим. Есть только одно требование для создания черно-белых фотографий – формат raw. Если не можете снимать в raw, снимайте JPG в цвете. Иронично, я знаю, но позже я объясню зачем.

Это не железное правило, но лучше, если потерять детали в тенях, чем в светах. Имеется ввиду, что лучше недоэкспонировать, чем переэкспонировать, так как это сильно повредит черно-белой фотографии. Но это конечно же остается на ваше усмотрение и намерение. Если хотите переэкспонировать по определенной причине, то сделайте это! В зависимости от изображения, как показано ниже, возможно вы захотите, чтобы света были пересвечены.

Большинство современных камер могут снимать в чистом RAW и отображать снимок на экране в черно-белом. Если в вашей камере это возможно, то воспользуйтесь этим! Таким образом, во время съемки ваше изображение будет ближе к конечному результату, который вы задумали.

№2 Две вещи, которые нужно искать

Черно-белые снимки, как правило, рассматриваются в последнюю очередь. Если изображение не выглядит хорошо, конвертируйте в черно-белое и получайте хороший кадр. Но это не работает таким образом. Если изображение выглядит хорошо в черно-белом варианте, то значит, все необходимые элементы были в нем изначально. В любом случае, намеренные черно-белые фотографии всегда будут превосходить те, которые были сделаны таковыми в качестве запасного варианта.

Когда вы снимаете черно-белую фотографию, то есть две вещи, которые следует искать, контраст и формы.

Контраст в свете и цвете

Ищите контраст в светах (светлый против темного), а также контраст в цвете (снова ирония!). Еще раз, эти правила не являются обязательными. Но если вы только начинаете, то лучше сначала понять правила, а потом их нарушать.

Давайте посмотрим на графики:

На цветовом круге оттенки, которые находятся близко друг к другу, будут иметь тенденцию выглядеть плоско (как два оранжевых оттенка выше). А цвета, находящиеся далеко друг от друга, как противоположные стороны круга, будут выглядеть более контрастно (синий и оранжевый).

Ищите формы

В черно-белой фотографии предметы сводятся только к своей сути, так как нет цвета, отвлекающего внимание от формы. Это означает, что композиция должна быть сильной, так как элементы фото становятся более очевидными. Черно-белая фотография уже не кажется такой простой, не так ли? Давайте посмотрим на другой пример, используя цвета вверху.

Синий кролик выделяется больше, чем темно оранжевый благодаря цветовому контрасту.

В Lightroom

Вот где черно-белая фотография действительно оживает. Сначала я объясню, почему рекомендую снимать в цвете (или raw). Дело в том, что снимая сразу в черно-белом, вы получите множество оттенков серого, которые захватывает камера. Но если вы снимаете изначально в цвете, то у вас будет гораздо больше возможностей работы с оттенками при постобработке. Смотрите ниже:

Одна полоска цвета создает три разные полоски черно-белого (серые оттенки). Черно-белые оттенки, которые вы получаете, податливы. Посмотрите, как красное пятно дает вам три разных оттенка серого.

Снимая в цвете, вы можете сказать «красный цвет становится очень темным, а синий очень светлым». Можете сделать наоборот и сказать «синий становится очень темным, а красный очень светлым». Теперь вы понимаете, почему так важно снимать в цвете? Вы теряете эти параметры при съемке в черно-белом.

Панель B & W в Lightroom

В Lightroom перейдите в модуль Коррекции, прокрутите вниз и нажмите на B&W (справа в панели HSL/Color/B&W). В вашем распоряжении здесь все слайдеры цвета. Возьмите первый слайдер. Перемещение красного влево сделает все оттенки красного темнее. То же касается остальных слайдеров; оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и пурпурный.

Хорошая новость в том, что вы можете работать прямо на изображении. Видите тот странный круг в верхнем левом углу? Если вы нажмете на него и наведете курсор на любую часть изображения, щелкните мышкой и потяните вверх, вниз, влево или вправо, это автоматически возьмет образец цвета и позволит редактировать черно-белый микс оттуда. Вы увидите, как перемещаются соответствующие слайдеры, и все подобные цвета (оттенки) в вашем изображении будут настроены.

Изображение слева прямо из камеры в формате RAW . Справа – все, что я сделал, это затемнил синие оттенки с помощью синего слайдера.

После того, как вы закончите черно-белое превращение, подкрутите четкость и контрастность. Опять же, это не сделает изображение волшебным образом прекрасным, но если композиция правильная, то вы должны получить хороший результат. Вот финальное изображение:

Заключение

Как видите, хорошие черно-белые фотографии основаны на тех же правилах, которые делают фотографию хорошей. Но в остальном этот особый черно-белый аспект заключается в понимании того, как цвет трансформируется в монохром. Хорошее упражнение – преобразовать цветные изображения и поэкспериментировать с конверсиями, чтобы лучше понять, как это работает. Будьте собой, сосредоточьтесь и продолжайте снимать.

Цветная фотография существует уже более 80 лет, но черно-белая фотография не только не теряет своей популярности, но и наоборот приобретает все больше и больше поклонников. Чем же объяснить этот феномен?

Красивая фотография чаще всего привлекает внимание благодаря интересному освещению, богатому тональному диапазону, необычным формам, узорам или текстурам. И именно на черно-белой фотографии, когда цвет не является отвлекающим фактором, мы можем наблюдать искусство в его чистой форме. В этой статье я хочу дать вам несколько советов о том, как можно получить красивую черно-белую фотографию.

Подготовка к съемке

Сложность черно-белой фотографии в том, что вам не удастся спрятаться за яркими цветами. Вашими изобразительными средствами будут освещение, очертания, текстуры и тональный диапазон. Представив фотографируемый объект в черном-белом цвете, обратите внимание на то:

  • Как свет ложится на объекты съемки
  • Какие формы и очертания попадают в кадр
  • Какие тени и полутени дадут богатый тональный диапазон
  • Действительно, ли эта фотография будет красивее в черно-белом варианте

Чаще всего снимки с большим контрастом и богатой текстурой смотрятся лучше всего в черно-белом варианте. С помощью перевода снимка в ч/б вы можете придать своей фотографии иное настроение: например, портреты в ч/б более драматичны.

Съемка

В настоящее время большинство цифровых фотоаппаратов может фотографировать сразу в черно-белом режиме. Я, однако, не рекомендую использовать это свойство, так как в результате у вас не будет выбора: оставить фотографию в цвете или же перевести в ч/б. В целом же, к черно-белой съемке применимы те же универсальные правила фотографии. Вам необходимо выбрать удачную композицию снимка, используя , и верную . Я также рекомендую фотографировать в , что существенно облегчит вам последующую обработку фотографии. При наличии большого количества блестящих, бликующих предметов я бы порекомендовала использовать поляризационный светофильтр (поляризатор). Он устраняет нежелательные блики, а также уменьшает яркость с одновременным повышение насыщенности неба или воды.

Обработка

Все виды обработки фотографии в таких редакторах как Фотошоп, можно разделить на деструктивные и недеструктивные. Первые, как это следует из названия, изменяют, разрушают пиксели, и из-за этого их сложно корректировать. Один из примеров это прямое преобразование в «Greyscale». Я рекомендую использовать все же недеструктивные методы, которые позволяют вносить в обработку коррективы до тех пор, пока вы не добьетесь нужной глубины теней и тона. Самый простой способ – это использовать Hue/Saturation/Luminosity(Цвет/Насыщенность/Яркость) вкладку в Фотошопе.


Программа покажет вам восемь цветовых шкал. Изменяя положение бегунка вы увидите как эти изменения влияют на цвета фотографии. Например, шкала желтого цвета при изменении будет делать серый оттенок цвета, который изначально был желтым, темнее или светлее.

Небольшие советы для черно-белого портрета: Увеличение красной шкалы дает светлую, гладкую кожу. Веснушки можно сделать более заметными, если увеличить процентное содержание зеленой шкалы. Увеличение синей шкалы делает кожу темнее.

Существует еще много способов преобразования цветной фотографии в черно-белую, о которых я непременно расскажу вам в следующих статьях. А пока, откройте для себя мир черно-белой фотографии, не бойтесь быть креативными и делитесь в комментариях своими черно-белыми снимками.

Сегодня хочу начать серию статей о черно-белой фотографии, о том, как научиться грамотно делать монохромные снимки, какие для этого есть технологии, что надо учитывать и на что обращать внимание, чтобы оттачивать мастерство, и в целом, поговорим о философии самого изображения, лишенного информации о цвете. Сейчас я хочу вам раскрыть основные постулаты, опираясь на которые, каждый профессиональный фотограф пытается выразить себя посредством черно-белых фотокарточек.

Я уже пытался ответить на вопрос в предшествующей статье: . Но не перестаю удивляться тому, какое ошеломляющее воздействие производят на меня классические Ч/Б снимки, и, полагаю, в этом я не одинок.
Черно-белая фотография является одним из самых интересных и вдохновляющих направлений в сфере фотоискусства. Монохромное изображение положило начало всей индустрии фотодела: с развитием технологий усовершенствовались камеры и способы получения фотокарточек. Француз Луи Жак Дагер в далеком 1839 г. получил первое устойчивое фотоизображение и назвал, в последствии, такие картинки даггеротипами. В том же девятнадцатом веке Джеймс Максвелл предложил миру способ получения цветной фотографии. В тридцатые годы прошлого столетия компания Kodak стала производить первые цветные фотоматериалы. Рынок развивался стремительными темпами, количество фотолюбителей увеличивалось, процессы фотосъемки упрощались и на излете XX в. люди шагнули в цифровую эпоху.

Как научиться снимать черно-белые фотографии: секреты профессионалов.

Видеть мир в Ч/Б.

Большинство общих советов о том, как скомпоновать или структурировать хороший кадр, применяются точно также и к черно-белой фотографии. Однако, основное заметное отличие состоит в том, что Вы не должны обращать внимание на цвет. Это означает, что Вы обязаны обучать себя смотреть на формы, тоны и текстуры, смотреть глазами, которые способны видеть только в Ч/Б.
Мастера черно-белой фотографии могут легко представлять мир без цвета. Благодаря своему опыту съемки монохромных изображений , они натренировали свою голову умением мгновенно визуально оценивать пространство, чтобы представить его без цветовой насыщенности. Представить каким получиться снимок еще до того как щелкнет затвор камеры. Но такой навык нельзя обрести в короткий срок. Я не могу сказать, что овладел данным умением, и как робот переключаю режимы, но постоянно тренирую свой мозг на восприятие окружающей действительности в черно-белом формате. Только практика и постоянные усилия – вот верный механизм тренировки.

Сосредоточьтесь на контрасте.

Человеческий глаз создан таким образом, чтобы анализировать две вещи: интенсивность света и цвет. Если Вы удаляете цвет, Ваши глаза становятся более чувствительными к интенсивности света. Мы естественно выбираем области контраста, т.е. воспринимаем реальность и предметы (их габариты, очертания) посредством сравнения областей яркостей, когда одна вещь более или менее темная, чем другая. Как фотограф, создающий картины в черно-белом пространстве, вы просто обязаны знать больше о контрасте, видеть его, чувствовать его. И с его же помощью раскрыть перед зрителем суть своих снимков, их замысел, отразить важные детали. Всегда ищите сцены/сюжеты, которые изобилуют знаками высокого контраста, и тогда ваши черно-белые фотографии будут неотразимыми априори.
Если изначально ваши кадры не производят должного впечатления, то использование методов обработки в Photoshop’е таких как, манипуляции с уровнями, с кривыми и т.д., позволят превратить снимки в контрастные фотографии. Иными словами, не ставьте крест на первый взгляд на маловыразительных изображениях, поскольку современные технологии позволяют качественно улучшить исходные кадры.

Сосредоточьтесь на текстуре.

Текстура – во многом форма контраста. Если подумать, то текстура — это образец теней и выделений с различной интенсивностью. Цвет обычно вносит в текстуру свои изменения (по восприятию человеческим глазом), так сказать накладывает свой отпечаток, словно фильтр, за которым она проявляет себя иначе. Различные оттенки могут маскировать тонкие, малозаметные текстуры, либо усиливать их. В черно-белых же фотографиях она несет новую информацию. Поэтому ищите области с интересной текстурой, которая возможно скрыта под масками ярких красок. Она часто выполняет роль направляющих линий, служит хорошим фоном для обозначения главного художественного объекта. Вы замечали, как Ч/Б фотокарточки, на которых присутствуют сараи, деревянные заборы или старинные вещи, неотразимы(?). Всё потому, что объекты полны текстурой, следами пережитОго, древности.
Садясь за компьютер для инвертирования изображений в монохром, Вы можете «вытягивать»/проявлять текстуру из почти гладких, без шероховатостей поверхностей. В фотографиях в цифровом виде синий и красный обычно содержат больше шума чем зеленый цвет, таким образом, прибегнув к инструментам как микшер каналов и черно-белые уровни корректировок в Photoshop’е, Вы действительно подчеркнете/усилите текстуры.

Фотографируйте в цветном формате.

Данный пункт, прежде всего, нацелен на фотографов, использующих в своем арсенале цифровые камеры (к примеру, DSLR). Если Ваш аппарат предоставляет возможность переключения в настройках Меню на режим фотострельбы в черно-белом варианте, то постарайтесь никогда его не использовать. На самом деле, применив эту функцию, камера, фиксируя кадр, в действительности получает информацию о цвете, а затем преобразовывает снимок в черно-белый, включая заложенный в процессор алгоритм. Но тогда Вы будете обладателем на своей флеш-карте файла, который безвозвратно потерял огромную часть информации о цвете, т.е. «похудел». Недаром, снимки сделанные в ч.-б. и в цвете одного и того же пространства, по весу будут различны, а точнее, монохромное изображение из-за потери данных о цветовом окружении станет «легче» на сотни килобайт. Таким образом, включив режим на фотоаппарате «черно-белой фотосъемки », Вы ограничиваете свои возможности в постобработке кадров.
Однако моя категоричность в данном вопросе может сыграть с вами злую шутку. И Вы, восприняв дельный совет, неукоснительно будете ему следовать. Но функция камеры для получения ч.-б. фото весьма полезна. Объясню почему. Если Вы хотите использовать такой режим для того, чтобы предварительно просмотреть/увидеть, как выглядит сцена без цвета, то это вполне оправдано. Это поможет Вам идентифицировать насколько хороши черно-белые снимки, которые задумали запечатлеть! Но обязательно переключите назад и снимайте в цвете, а потом уже дома доработаете сюжет.

Снимайте в RAW.

Я знаю, что много читателей блога не имеют возможности просто потому, что в их камере отсутствует такая предустановка. Или не фотографируют в Сыром формате в силу незнания как это осуществить и не понимания преимуществ, к примеру, RAW над JPEG. А может, принципиально не стреляют в Сыром формате из-за не любви к нему и связанных с ним трудозатратах. Но большинство фотохудожников в последующей работе с RAW-файлами видят неоспоримые преимущества. Поэтому, если Вы стремитесь получать великолепные черно-белые изображения , то стреляйте и записывайте на флеш-карту данные в Сыром формате.

Продолжение следует во второй части статьи о подсказках по созданию черно-белых фото…

С уважением, фотограф Штербец Евгений.

Цветная и черно-белая фотография отличаются не только отсутствием цвета в последней. Монохромный снимок глубже раскрывает суть вещей, акцентируя внимание на самом интересном: линиях, формах, структуре, светотени. Работая с такими фото, вам нужно научится видеть краски в монохромном варианте.

Композиция

На таких композиция имеет гораздо большее значение, и все огрехи виднее. В первую очередь определите, что именно на снимке вы хотите подчеркнуть. В соответствии с этим выбирайте средства для достижения выразительности. Например, выделить морщины на старческом лице, сделать снимок более драматичным, можно с помощью резкости и контраста. Наоборот усилить женские качества, смягчить их – с помощью осветления некоторых участков.

Представляя будущий ч/б снимок забудьте о сочных красках – они сольются в монохромной фотографии. А что же важно? Это полутона и вся их гамма. Диапазон хорошего снимка – от черного цвета до чисто белого. Тональность и контрастность – это главные отправные точки, от которых зависит успех вашей работы. Но надо заметить, что на черно-белых снимках темные участки будут выглядеть практически черными, поэтому старайтесь так построить сюжет, чтобы избежать больших «черных дыр».

RAW

Снимайте в цвете, черно-белой фотографию вы всегда успеете сделать. Поэтому используйте режим RAW и съемку черно-белой фотографии. Когда вы сделаете кадр, то на дисплее камеры вы увидите черно-белое превью. Но сам raw файл при этом «цветной». Так, загрузив фото в RAW конвертер, вы сможете конвертировать его как в ч/б, так и в цветной снимок.

Для черно-белой съемка в RAW не менее важна чем для цветной, а возможно даже более значима. Связано это с количеством информации, сохраненной в RAW файле, по сравнению с JPEG, и ее важностью для последующей обработки. Если вы по каким-либо причинам можете делать кадр только в JPEG - делайте цветной. Не выбирайте режим ч/б внутри камеры. Изначально цветное фото в JPEG сохранит в себе больше информации для последующей обработки, чем черно-белый JPEG.

Контраст

В условиях отсутствия цвета, особенно важно убедиться, что ваши черно-белые имеют широкий диапазон тонов и сильный контраст, чтобы поддерживать интерес зрителя к кадру. Избегайте перенасыщения снимка серым цветом. Вместо этого используйте свет, чтобы получить более яркие элементы, которые будут задавать направление взгляду, и более темные части с глубокими тенями для обеспечения хорошего контраста.

Сильного контраста легко добиться в яркий солнечный день, но будьте осторожны, не переэкспонируйте ваш кадр избыточным количеством света. Возможно, имеет смысл сделать поправку на одну или две ступени экспозиции вниз, чтобы ограничить количество проходящего света.

ISO

Планируя кадр в конечном результате сделать в черно-белым, используйте наименьшее из возможных ISO. Шум от высоких значений ISO на черно-белой фотографии будет очень заметен, хотя изредка это может создать эффект пленочной зернистости и будет на руку. Но эффект можно создать в редакторе, а убрать шум – сложнее.

В основном, выразительность черно белого фото достигается наоборот через высокий контраст света и теней. Например, это может быть единственный точечный источник света в студии. Но, несмотря на это, многие фотографы предпочитают делать черно-белые снимки тогда, когда сцена малоконтрастна. Основой черно-белого фото служит сочетание светлого и темного в кадре. Поэтому хороший черно-белый снимок можно сделать и тогда, когда свет для «цветного» фотографа не интересен и скучен.

Текстура и форма

Второй нюанс, о котором следует помнить – это формы и текстуры. В цветной фотографии цвет и тональные переходы привлекают больше внимания, оттягивая его от формы, рельефа и текстуры объекта съемки. В ч/б это наоборот выходит на первый план. Если вы снимаете джинсовую ткань, то в цветной фотографии вы первым делом обратите внимание на их цвет, а в черно белой на передний план выйдет структура джинсовой ткани, отдельно торчащие ниточки на разрывах, складка на ткани…

Небольшой совет для черно-белых пейзажей - обращайте больше внимания на небо. Чем более фактурное небо (красивые облака и тому подобное), тем более привлекательным будет . Черно-белый пейзаж с однотонным невыразительным небом как правило скучен, если нет ярко выраженного акцента на чем-то другом.

Делая фото, смотрите именно на текстуру и воображайте, какой она будет в черных и белых тонах. Снимая цветок - смотрите не на его цвет, а на текстуру и форму лепестков. Снимая портрет - не на цвет волос и лица, а форму глаз и волосы. Поскольку у вас нет цветов, вы должны решить, как вы хотите изобразить форму. Форма изображается блоками светлых и темных областей на фото.

Свет

Вам нужно убедиться, что у вас есть достаточно света, чтобы захватить детали. Помните, что у нас нет цветов, чтобы выделить или создать детали. Мы должны позволить свету делать свое дело. Красивое голубое небо выглядит серым в черно-белой фотографии.

Понимание источника света очень важно, поскольку различные источники фотографируются по-разному и с разными настройками. Спросите себя, откуда падает свет. Это может быть первичный источник света, такой как солнце или искусственная вспышка? Может быть, свет отражается от стены или отражателя.

В первую очередь думаем о типах тени и контрастах, которые нам нужны. Прямой свет создает резкие темные тени. Рассеянный или непрямой свет создаст более мягкие тона. Для темной тени и резкой контрастной разницы между светом и тенью используйте прямое освещение. В других случаях, для оттенков серого и более мягкого вида лучше попробовать рассеянный свет.

Определите тип глубины, размеры и детали, которые вы хотите получить на фото. Боковой свет даёт большие размеры. Прямой свет, падающий с переднего плана, подчеркивает текстуру и глубину. Свет сзади помогает сократить детали. Располагайте освещение согласно своему желанию.

Желаете увидеть мир в серых тонах и открыть для себя искусство черно-белой фотографии? В этой статье, мы собрали 10 отличных советов по черно-белой фотографии для быстрого старта.
Не прибегая к мега изменениям цвета, вы сможете по-новому изучить формы, а также ее текстуры. Ниже “быстрые советы” покажут вам, как это сделать.

1. Думайте в «моно» стиле

Конечно, легче всего использовать Photoshop для того чтобы сделать «моно конвертацию» фотографии и надеяться на то, что она будет выглядеть круто. Но все великие фотографии от великих фотографов, были сформированы в их воображении. Даже если вы фотографируете в цвете, попробуйте всегда представлять, как будут выглядеть объекты, изображенные на фотографии в «моно». Совсем скоро, вы увидите как начнете получать хорошие результаты.

2. Эффекты фильтров

Традиционно фотографы использовали цветные фильтры для того, чтобы контролировать «моно» на их снимках – красный фильтр всегда повышал контраст, к примеру. Вы можете установить и попробовать добиться похожих результатов, в то время как, ваши оригинальные снимки останутся цветными до тех пор, пока вы их не сконвертируете в черно-белые. Если вы хотите объединить все хорошее обеих сторон, фотографируйте без фильтров, но воспроизведите эффект в пост-обработке. Большинство фото-редакторов предлагают наборы для пресетов.

3. Эффект Duotone (Дуплекс)

Эффект Duotone может послужить для улучшения ваших «моно» изображений. Данный эффект может быть достигнут используя такие программы как Photoshop CS или Photoshop Elements в некоторых случаях. Данную технику обработки очень легко освоить. Очень важно думать о том, как цветные оттенки повлияют на всеобщее настроение вашей фотографии. Синий оттенок вызывает ощущение прохлады, которое может не подойти для некоторых объектов, а может быть просто созданным для других. Желтые или коричневые оттенки, такие как серпия, могут придать ощущения чего-то старого или исторического.

4. Split-toning

Эта замечательная техника была популярна у традиционных «черно-белых» фотографов. Они смешивали химические вещества, которые в буквальном смысле разбивали оттенки (split the tones in their prints) на их фотографиях. На конечных результатах был виден тонкий сдвиг одного оттенка в светлые тона, в то время как, другой оттенок закрашивал темные тона.

Результаты могли получаться просто захватывающимися. Как и все «олдскульные» комнаты проявки фотографий, вы с легкостью можете воспроизвести эффект Split-toning в PhotoShop или других программах. При этом ваша любимая комната останется чистой.

5. Текстуры и формы

Бесцветные, черно-белые фотографии выглядят очень самонадеянно с их формами и текстурами. Если вы подумываете на счет вашего фото-бизнеса, приучите ваш мозг и глаза игнорировать цвета и вместо этого, концентрировать ваше внимание на формах и текстурах.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!